Комплексная программа TEACCH

Это методика структурированного обуче­ния, цель которого - достижение максимальной степени само­стоятельности и оптимального качества жизни для детей с РАС.


Аббревиатура ТЕАССН с английского переводится как лечение и образование аутичных детей и детей с нарушением коммуникативных спо­собностей.

В основе программы лежит идея структурированного обуче­ния. Желаемый результат достигается путем обучения ребенка с аутизмом различным социально-бытовым навыкам с помощью регулярной отработки их отдельных элементов (структуриро­вания). Затем освоенные элементы объединяются в «целые» навыки. Таким образом, благодаря ТЕАССН-терапии аутичный человек может самостоятельно предпринимать адекватные дей­ствия для достижения тех или иных целей, что значительно упрощает его повседневную жизнь и способствует максималь­ной социальной интеграции.

В программу ТЕАССН включены различные упражнения для развития у детей с аутизмом и другими психоэмоциональными особенностями полезных умений и навыков — общения, самообслуживания, академических знаний. Работа идет по девяти функциональным системам:

  • крупная моторика;
  • мелкая моторика;
  • Координация руки и глаза;
  • имитация;
  • восприятие;
  • познавательная деятельность;
  • речь; 
  • самообслуживание;
  • социальные отношения.

Перед началом занятий выполняется диагностика развития ребенка по программе РЕР. По результатам диагностики составляется индивидуальная программа развития.

Программа базируется на идее структурированного обучения в структурированном пространстве. Учебная комната поделена на зоны, в каждой из которых ребенок учится определенным навыкам и умениям. Выделяются специальные места для получения заданий, одиночных и групповых работ, взаимодействия педагога с учащимся один на один, игр. Рекомендуется также организовать отдельную «зону покоя» для случаев психоэмоциональных срывов или истерику кого-либо из учащихся.

Такая технология пространственной организации помогает детям понять:

  • где находятся начало и конец каждой зоны;
  • что происходит в конкретном секторе, для чего он предназначен;
  • как можно легко попасть в тот или иной сектор. 

В работе по методике ТЕАССН активно используется визуальное расписание, визуальная поддержка, четкая структура занятий. Визуальное расписание создает понятный контекст для любой ситуации, ненавязчиво подсказывая ребенку, что должно происходить в данный момент, а что после.

В ТЕАССН активно используются индивидуальные интересы для стимулирования обучения; поддерживается содержательная коммуникация, возникающая по собственной инициативе индивида. В коррекционный процесс активно вовлекаются родители. Специалист обучает родителей на родительских семинарах.

Родители с ребенком выполняют домашние задания, похожие на задачи, с которыми работает специалист в кабинете.

Возраст применения: дети дошкольного возраста (от 3 лет), школьники, подростки, молодые люди.

На какие навыки направлен результат. В исследованиях было показано значительное увеличение двигательных навыков, имитации, невербальных навыков коммуникации в группе детей, получавших ТЕАССН в течение 4 месяцев в дополнении к основной образовательной программе.

Кто может использовать: специалисты, прошедшие обучение на специализированном обучающем курсе/семинаре. Возможно самостоятельное изучение метода (на русский язык был переведен сборник упражнений по программе TEACH).