DIR/Floortime

Этот терапевтический подход основан на игровом взаимодействии с ребенком.  В основе вмешательства лежит принцип обучения ребенка ключевым социально-коммуникативным навыкам в определенной последовательности в процессе отношений «ребенок-родители» в естественной игровой среде.


Аббревиатура DIR составлена из первых букв следующих понятий:

D (Developmental) - развивающий;

I (Individual Differences) - индивидуальные особенности ребенка;

R (Relationship-Based) - построение отношений, развитие отношений с ребенком.    

В этих понятиях раскрываются основные принципы методики.

Floortime — время на полу, «недирективная» игра. Вмеша­тельство называется так, потому что родитель опускается на пол вместе с ребенком, чтобы играть и взаимодействовать с ребенком на его уровне.

Принципы Floortime. Выстраивая взаимодействие с ребен­ком, необходимо следовать его интересам, поощрять и разви­вать их, постепенно вовлекать ребенка в совместную деятель­ность. В процессе занятий взрослый должен создать причину, по которой ребенок захочет с ним играть, поэтому для начала нужно приглядеться к ребенку и выяснить, в чем состоит его истинный интерес.

Пример: Если ребенок выкладывает игрушки в ряд, за этим может скрываться общее стремление к созданию порядка, шаблона или композиции. Если он выстраивает игрушки в ровную линию, вы можете добавить к его ряду еще одну игрушку или предложить неожиданный вариант: улыбаясь, поставить игрушку под прямым углом к его линии. В любом случае, у вас может зародиться взаимодействие. Когда ребенок увидит, что вы не хотите его прерывать или менять игрушку, сделать правилах, он может выставить в ряд еще одну игрушку, сделать паузу и посмотреть, станете ли вы продолжать его игру.

Как проводятся занятия: занятия проводят в игровой комнате. Во время сессий обязательно присутствие родителей. Родитель обучается взаимодействию с ребенком. Встречи проходят 1-3 раза в неделю, продолжительность занятия варьируются от 50 минут до 3-5 часов. Терапия длится от нескольких месяцев до нескольких лет.

Перед составлением программы работы с ребенком в концепции Floortime проводится диагностика с определением уровня функционального эмоционального развития. Реализация методики осуществляется в несколько стадий. Их освоение важно не только для нормального эмоционального и умственного развития, но и для мышления высокого уровня и полноценного самосознания. Эти стадии являются одним из центральных элементов концепции DIR: при обследовании оценивается, как ребенок их осваивает, а терапевтические программы помогают детям переходить от одной стадии к другой.     

Виды игр в рамках Floortime:

  • спонтанная игра;
  • частично структурированная игра;
  • занятия по развитию сенсорной сферы;
  • занятия по развитию моторики.

Обязательным является вовлечение родителей в работу с ребенком по методике Floortime. Исследования показали кор­реляцию между степенью вовлеченности родителей в терапию и успехами ребенка.

Возраст применения: чаще у детей (с 1,5 до 10-12 лет), есть данные о применении в подростковом возрасте и у взрослых.

На какие навыки направлен результат: социально-эмоциональное взаимодействие, игра, коммуникация.

Кто может использовать: применять методику могут специалисты, прошедшие обучение. Обучение состоит из нескольких этапов (ступеней) и включает в себя сертификацию ICDL специалиста, супервизии.