Альтернативная и дополненная коммуникация

ААС включает методы, используемые для понимания вербальных сообщений людьми с отсутствием или существенными ограничениями устной речи. В основе ААС лежит идея, что знаковая деятельность, проявляющаяся в процессе коммуникации, многообразна и полимодальна, то есть информация может передаваться и поступать по различным каналам. 


ААС может быть постоянным дополнением к коммуникации человека или применяться временно. Новейшие технологии (карманные компьютеры и синтезаторы речи, коммуникационные устройства, продуцирующие речь; коммуникация с помощью движений тела и жестов, а также коммуникация с использованием специальных средств - картинки и коммуникативные доски) обеспечили возможность коммуникации лицам с физическими ограничениями.

К методам альтернативной коммуникации для людей с РАС относятся:

  • метод пиктограмм;
  • коммуникационная система обмена изображениями PECS;
  • жестовый язык «Макатон»;
  • коммуникаторы и электронные пособия;

Простые жесты используются при обучении детей с глубокими ограниченными возможностями и взрослых с тяжелыми нарушениями (нарушение интеллекта, афазия, дизартрия). Преимущество системы простых жестов и мимики в том, что она всегда доступна обычному образованному пользователю и является действенным средством сообщения. Жесты используются одиночно или вместе с речью для поддержки коммуникации с людьми с множественными нарушениями.

Альтернативная коммуникация с применением специальных средств — это коммуникация при помощи любых устройств, электронных или неэлектронных, которые используются для передачи или получения сообщения (от коммуникативных книг до уст устройств, производящих речь).  При применении простых коммуникативных досок или книг пользователь выбирает слова, фразы, картинки и/или символы, чтобы передать сообщение. Высокотехнологичные устройства ААС позволяют хранить и воспроизводить электронные сообщения. Речь в таких устройствах оцифрована, извлекается при выборе на мониторе определенной картинки или символа.

Популярные приложения для ПК и телефонов

  • GoTalk;
  • русскоязычное приложение «Аутизм: Общение»;
  • приложение «Говори Молча»;
  • коммуникатор «ДАР»;
  • приложение «Говорящие картинки».

    Активно применяется при РАС система обмена изображениями (PECS) — это расширенная и альтернативная система связи, разработанная и произведенная Pyramid Educational Consultants, Inc. PECS в 1985 г. в рамках программы по аутизму. Разработчики PECS заметили, что традиционные методы общения (включая имитацию речи, язык жестов и системы точек изображения) полагались на учителя в инициировании социальных взаимодействий, и ни один из них не фокусировался на обучении студентов инициированию взаимодействий. Основываясь на этих наблюдениях, Бонди и Фрост создали функциональные средства общения для людей с различными проблемами общения. Хотя PECS был первоначально разработан для детей младшего возраста с расстройствами аутистического спектра, его использование стало гораздо более распространенным. В методике шесть основных этапов обучения и специальные стратегии для включения в речь ученика различных предметных качеств (цветов, размеров и т.д.).

    Этапы PECS:

    1. Представление о том, как нужно коммуницировать – ребенок обучается основам общения между людьми; на этой стадии обучают ребенка передавать карточку для выражения просьбы.
    2. Увеличение дистанции между участниками коммуникации, что способствует повышению самостоятельности ученика.
    3. Дифференциация изображений - ребенок учится различать карточки, выбирая нужные изображения из нескольких картинок. В случае ошибочного ответа на этом этапе используются специальные коррекционные стратегии. Ребенок должен научиться выбирать нужную карточку из всего набора карточек на коммуникативной доске книге или в книге.
    4. Построение из карточек осмысленных предложений: ребенок заканчивает написанную на полоске фразу «я хочу» картинкой, изображающей желаемую вещь, после чего отдает полоску собеседнику.
    5. Обучение ответам на вопрос «что ты хочешь?» с использованием карточек.
    6. Обучение комментированию различных ситуаций (ответам на вопросы «что у тебя в тарелке?», «что ты видишь?» и т.д.). Особенно рекомендовано использование PECS на начальных этапах коммуникации.

    Возраст применения: дети, начиная с раннего возраста, подростки и взрослые.

    На какие навыки направлен результат: коммуникацию.

    Кто может использовать. При обучении альтернативной коммуникации PECS предусмотрена сертификация специалистов. Обучение проходит в центрах со статусом официального представителя PECS в России с выдачей международных сертификатов. На специальных семинарах проводится обучение системе жестового языка Макатон. Специалисты также могут самостоятельно ознакомиться с литературой по альтернативной коммуникации и начать ее использовать.