Прикладной анализ поведения «АВА»

Аббревиатура «АВА» расшифровывается как прикладной анализ поведения. Этот подход является коррекционным методом для людей с ОВЗ, а особенно – для детей с РАС.


Цель методики АВА: увеличение уровня желаемого поведения и уменьшение уровня опасного или проблемного поведения, которое может мешать обучению и эффективному социальному взаимодействию. Терапия направлена на внесение в жизнь ребенка необходимых отсутствующих навыков. Основной ее принцип прост: если малышу нравятся результаты и последствия его действий, то он будет с радостью их повторять. Поэтому в процессе занятий каждое достижение поощряется (похвалой, оценкой, игрушкой, конфетой), а неудача не одобряется или игнорируется.

При этом подходе все сложные навыки включая речь, творческую игру, умение смотреть в глаза, и другие разбиваются на мелкие блоки действия (DТТ — обучение блоками). Каждое действие разучивается с ребенком отдельно, затем действия соединяются в цепь, образуя сложное действие. Правильные действия закрепляются до автоматизма, непра­вильные - строго пресекаются. 

Для достижения желаемого по­ведения используют подсказки и стимулы как положительные, так и отрицательные. Одним из методов снизить зависимость от подсказки является задержка подсказки, например 2-секундная задержка между стимулом и подсказкой. После правильного ответа (реакции) дается похвала или доступ к желаемому пред­мету — это поощрение. Навык считается закрепленным только тогда, когда ребенок сможет выполнять это действие без ошибок в 80% ситуаций вне зависимости от того, в какой атмосфере и кем было дано задание.

Ребенок может осваивать одновременно два-три не связан­ных между собой навыка. Педагогом выстраивается четкая си­стема усложнения и поэтапного освоения все новых и новых навыков. 

Конечная цель АВА—дать ребенку средства осваивать окружающий мир самостоятельно.

Методики и принципы ПАП (прикладного анализа поведения):

  • подкрепление;
  • гашение нежелательного поведения;
  • подсказки;
  • метод отдельных блоков (дискретных проб);
  • вмешательство, основанное на манипуляции предшествующими стимулами(антецедентами);
  • анализ задания (алгоритм задачи);
  • прерывание и перенаправление реакции;
  • дифференциальное подкреплений альтернативного/иного/
  • несовместимого поведения;
  • обучение (тренинг) функциональной коммуникации;
  • задержка подсказки;
  • саморегуляция;
  • моделирование, сценарии.

АВА могут выполняться на дому, в учебном заведении, в детском кружке. Занятия могут быть индивидуальными и групповыми – в маленьких группах (2-3 человека) и больших (5-10 человек). Количество часов в учебной программе варьируется в зависимости от потребностей и возможностей. Среднее количество часов в программе АВА - 20 часов в неделю. Минимальное количество часов в АВА-программе - 6 часов в неделю, максимальное - 40. 

Важно, чтобы родители ребенка были неотъемлемой частью команды, работающей с ребенком, воспитывали ребенка на основе поведенческих принципов обу­чения и помогали ему обобщить все навыки, которые он полу­чил в программе. Занятия АВА-терапии проводятся не только в классе/учебном заведении, но и в естественной жизненной сре­де — это натуралистические методы обучения (МЕТ). Инструктор при этом полностью сохраняет контроль над окружающей среде.

Возраст применения: дети от 18 месяцев, подростки и взрослые.

На какие навыки направлен результат: высшие когнитивные функции, моторные навыки, экспрессивная и импрессивная речь, коммуникация, преодоление проблем поведения и сенсорных нару­шений, развитие навыков самообслуживания, игра, саморегуляция.

Кто может использовать: применять методику могут сертифицированные поведенческие аналитики (ВСВА) – специалисты, прошедшие обучение. Обучение проводится в несколько этапов, включает супервизию и сертификацию.