Прикладной анализ поведения «АВА»
Аббревиатура «АВА» расшифровывается как прикладной анализ поведения. Этот подход является коррекционным методом для людей с ОВЗ, а особенно – для детей с РАС.
Цель методики АВА: увеличение уровня желаемого поведения и уменьшение уровня опасного или проблемного поведения, которое может мешать обучению и эффективному социальному взаимодействию. Терапия направлена на внесение в жизнь ребенка необходимых отсутствующих навыков. Основной ее принцип прост: если малышу нравятся результаты и последствия его действий, то он будет с радостью их повторять. Поэтому в процессе занятий каждое достижение поощряется (похвалой, оценкой, игрушкой, конфетой), а неудача не одобряется или игнорируется.
При этом подходе все сложные навыки включая речь, творческую игру, умение смотреть в глаза, и другие разбиваются на мелкие блоки действия (DТТ — обучение блоками). Каждое действие разучивается с ребенком отдельно, затем действия соединяются в цепь, образуя сложное действие. Правильные действия закрепляются до автоматизма, неправильные - строго пресекаются.
Для достижения желаемого поведения используют подсказки и стимулы как положительные, так и отрицательные. Одним из методов снизить зависимость от подсказки является задержка подсказки, например 2-секундная задержка между стимулом и подсказкой. После правильного ответа (реакции) дается похвала или доступ к желаемому предмету — это поощрение. Навык считается закрепленным только тогда, когда ребенок сможет выполнять это действие без ошибок в 80% ситуаций вне зависимости от того, в какой атмосфере и кем было дано задание.
Ребенок может осваивать одновременно два-три не связанных между собой навыка. Педагогом выстраивается четкая система усложнения и поэтапного освоения все новых и новых навыков.
Конечная цель АВА—дать ребенку средства осваивать окружающий мир самостоятельно.
Методики и принципы ПАП (прикладного анализа поведения):
- подкрепление;
- гашение нежелательного поведения;
- подсказки;
- метод отдельных блоков (дискретных проб);
- вмешательство, основанное на манипуляции предшествующими стимулами(антецедентами);
- анализ задания (алгоритм задачи);
- прерывание и перенаправление реакции;
- дифференциальное подкреплений альтернативного/иного/
- несовместимого поведения;
- обучение (тренинг) функциональной коммуникации;
- задержка подсказки;
- саморегуляция;
- моделирование, сценарии.
АВА могут выполняться на дому, в учебном заведении, в детском кружке. Занятия могут быть индивидуальными и групповыми – в маленьких группах (2-3 человека) и больших (5-10 человек). Количество часов в учебной программе варьируется в зависимости от потребностей и возможностей. Среднее количество часов в программе АВА - 20 часов в неделю. Минимальное количество часов в АВА-программе - 6 часов в неделю, максимальное - 40.
Важно, чтобы родители ребенка были неотъемлемой частью команды, работающей с ребенком, воспитывали ребенка на основе поведенческих принципов обучения и помогали ему обобщить все навыки, которые он получил в программе. Занятия АВА-терапии проводятся не только в классе/учебном заведении, но и в естественной жизненной среде — это натуралистические методы обучения (МЕТ). Инструктор при этом полностью сохраняет контроль над окружающей среде.
Возраст применения: дети от 18 месяцев, подростки и взрослые.
На какие навыки направлен результат: высшие когнитивные функции, моторные навыки, экспрессивная и импрессивная речь, коммуникация, преодоление проблем поведения и сенсорных нарушений, развитие навыков самообслуживания, игра, саморегуляция.
Кто может использовать: применять методику могут сертифицированные поведенческие аналитики (ВСВА) – специалисты, прошедшие обучение. Обучение проводится в несколько этапов, включает супервизию и сертификацию.