Денверская модель раннего вмешательства
Комплексная программа для детей раннего возраста с РАС от 18 до 48 месяцев. Основана на поведенческом подходе, применяемом в естественной жизненной среде ребенка. Важнейшую роль в программе занимает обучение родителей особенностям взаимодействия и развития ребенка.
Программа не привязана к конкретной обстановке, она может быть реализована командой специалистов и/или родителями, на групповых и индивидуальных занятиях, в условиях центра или дома.
Основа подхода - внедрение возможностей для обучения в повседневную жизнь ребенка.
Основные характеристики программы:
- применение поведенческого анализа в естественных условиях;
- ориентация на этапы развития (онтогенез);
- глубокое и всестороннее участие родителей;
- фокус на межличностном общении и положительных эмоциях;
- занятия совместной деятельностью;
- обучение речи и коммуникации в рамках положительных взаимоотношений.
В начале занятий проводится диагностика развития ребенка по предложенной программе оценки развития в рамках метода. После составляется учебный план развития, в котором определяются навыки, над которыми предстоит работать, прописываются конкретные учебные процедуры, которые будут использоваться для формирования этих навыков.
Подход включает ежедневные занятия с педагогом в центре и игровую терапию, естественные бытовые процедуры, которые проходят в естественной среде ребенка, т.т.еу него дома или в детском саду. Интенсивность занятий со специалистом может быть уменьшена до 1-2 раз в неделю по 60 минут. Эффективность низкоинтенсивной программы (8 часов в неделю) подтверждена рядом исследований.
Разработаны также варианты реализации программы только родителями при дистанционном сопровождении специалиста.
Метаанализ, обобщивший результаты исследований 640 детей с аутизмом, получивших раннее интенсивное вмешательство, показал значительное улучшение познавательных навыков, речи. Не выявлено значимых эффектов для показателей симптомов аутизма, адаптивного поведения, социального общения, стереотипного поведения.
Рандомизированное контролируемое исследование для оценки эффективности Денверской модели ранней помощи показало значительные улучшения в когнитивном развитии, адаптивном поведении, снижении степени тяжести аутизма в дальнейшем.
Возраст применения: дети от 18 месяцев до 3-4 лет.
На какие навыки направлен результат: когнитивные функции, речь, коммуникация, преодоление проблем поведения, моторные навыки, развитие навыков самообслуживания, игра.
Кто может использовать: применять методику могут специалисты, прошедшие обучение. Обучение включает супервизию и сертификацию. Разработчики методики допускают также использование методики после самостоятельного изучения на основе изданного руководства для специалистов.