Денверская модель раннего вмешательства

Комплексная программа для детей раннего возраста с РАС от 18 до 48 месяцев. Основана на поведенческом подходе, приме­няемом в естественной жизненной среде ребенка. Важнейшую роль в программе занимает обучение родителей особенностям взаимодействия и развития ребенка.


Программа не привязана к конкретной обстановке, она может быть реализована командой специалистов и/или родителями, на групповых и индивидуальных занятиях, в условиях центра или дома.

Основа подхода - внедрение возможностей для обучения в повседневную жизнь ребенка.    

Основные характеристики программы:

  • применение поведенческого анализа в естественных условиях;
  • ориентация на этапы развития (онтогенез);
  • глубокое и всестороннее участие родителей;
  • фокус на межличностном общении и положительных эмоциях;
  • занятия совместной деятельностью;
  • обучение речи и коммуникации в рамках положительных взаимоотношений.

В начале занятий проводится диагностика развития ребенка по предложенной программе оценки развития в рамках метода. После составляется учебный план развития, в котором определяются навыки, над которыми предстоит работать, про­писываются конкретные учебные процедуры, которые будут использоваться для формирования этих навыков.

Подход включает ежедневные занятия с педагогом в центре и игровую терапию, естественные бытовые процедуры, кото­рые проходят в естественной среде ребенка, т.т.еу него дома или в детском саду. Интенсивность занятий со специалистом может быть уменьшена до 1-2 раз в неделю по 60 минут. Эф­фективность низкоинтенсивной программы (8 часов в неделю) подтверждена рядом исследований.

Разработаны также варианты реализации программы только родителями при дистанционном сопровождении специалиста.

Метаанализ, обобщивший результаты исследований 640 де­тей с аутизмом, получивших раннее интенсивное вмешатель­ство, показал значительное улучшение познавательных навы­ков, речи. Не выявлено значимых эффектов для показателей симптомов аутизма, адаптивного поведения, социального об­щения, стереотипного поведения.

Рандомизированное контролируемое исследование для оцен­ки эффективности Денверской модели ранней помощи показало значительные улучшения в когнитивном развитии, адаптивном поведении, снижении степени тяжести аутизма в дальнейшем.

Возраст применения: дети от 18 месяцев до 3-4 лет.

На какие навыки направлен результат: когнитивные функ­ции, речь, коммуникация, преодоление проблем поведения, моторные навыки, развитие навыков самообслуживания, игра.

Кто может использовать: применять методику могут специалисты, прошедшие обучение. Обучение включает супервизию и сертификацию. Разработчики методики допускают также использование методики после самостоятельного изучения на основе изданного руководства для специалистов.