Детям с инвалидностью и ОВЗ помогут эффективнее выбирать образование
Правильный выбор учебного заведения, образовательной стратегии и карьерной траектории крайне важен для детей с инвалидностью и ОВЗ.
12 апреля представители министерства образования Нижегородской области, школ, техникумов, вузов и других профильных организаций обсудили проблемы, с которыми сталкиваются родители и учебные заведения при выборе образовательной стратегии для особенных детей. Стратегическая сессия прошла в АНО «Проектный офис Стратегии развития Нижегородской области». В результате обсуждения эксперты выявили ключевые проблемы и слабые стороны процесса выбора образовательной траектории, а также предложили их решения.
Участники изучили процесс на разных этапах, начиная с детского сада и заканчивая трудоустройством. Они отметили, что уже в дошкольном учреждении родители ребенка с инвалидностью и ОВЗ должны понимать возможности и ограничения своего ребёнка: в какую школу, техникум или вуз он пойдет; помощь каких специалистов ему нужна; какой может быть его карьера.
Например, дети с тяжелыми формами интеллектуальных нарушений не могут поступить в вуз, так как им недоступна интеллектуальная форма труда. Однако при правильном выборе обучения их может ожидать успех в областях, связанных с ручным трудом. Чтобы получить подходящее образование, они могут поступить в колледж или техникум с адаптированной программой. Сейчас такие программы существуют в 25 учреждениях среднего профессионального образования региона.
Среди основных сложностей, обсуждавшихся на стратегической сессии: дефицит кадров (например, учителей-дефектологов), информационные проблемы, недостатки доступной среды, необходимость расширения перечня профориентационных мероприятий, трудности в подготовке детей к сдаче выпускных экзаменов. Неоднократно подчеркивалась важность работы с родителями. Нередко, узнав о диагнозе своего ребенка, они испытывают колоссальный стресс и не знают, куда обращаться.
Также эксперты обсудили важность мотивации и социализации детей с особыми потребностями. Например, директор одной из коррекционных школ поделилась практикой выезда ребят на деревообрабатывающее производство. Там они попробовали себя в роли плотников под присмотром профессионалов, увидели результаты своего труда. Это вдохновило детей и позволило ощутить себя нужными.
Материалы и наработки по результатам стратсессии переданы в рабочую группу. Она составит «дорожную карту» с планом мероприятий, направленных на решение существующих проблем и внедрение новых позитивных практик.
- Два нижегородских театра получили гранты на организацию тифлокомментирования 05.05.2023
- Более 140 нижегородцев с ОВЗ стали победителями «Абилимпикса» 27.04.2023
- Александр Кононов: «Важно, чтобы спортсменам с ограниченными возможностями здоровья было комфортно и безопасно заниматься спортом» 06.03.2023