Что такое РАС?

Расстройствами аутистического спектра (РАС) называют группу диагнозов, связанных с нарушением психического развития. Такие нарушения могут быть заметны уже в раннем возрасте. Чаще всего проявлениями могут служить сложности в общении со сверстниками и взрослыми, ограниченные интересы ребенка, а также склонность к повторяющимся моделям поведения.
Примечание: аутизм наиболее часто встречается среди всего спектра РАС. В этой статье термины «Аутизм» и «РАС» используются в едином значении.
Причины возникновения аутизма
Механизм возникновения и развития аутизма исследуется современными учеными и полностью не изучен. Существует множество гипотез возникновения расстройства. Одно ученые смогли доказать, что аутизм не распространяется воздушно-капельным, контактным, трансмиссивным (через укус) и иными путями.
Аутизм экзогенен - иными словами он зарождается изнутри.
Основные признаки РАС у детей в раннем возрасте
У детей на 1 году жизни
- Ребенок избегает зрительного контакта.
- Не реагирует на свое имя, появление ответной эмоциональной реакции часто задерживается.
- Может отсутствовать реакция на близких людей.
- Проявляет тревогу и страх на звуки бытовых приборов.
- Отсутствует лепет и гуление.
У детей на 2 году жизни
- Ребенок избегает зрительного контакта, смотрит вверх, сквозь или мимо, может не реагировать на приход и уход родителей.
- Не использует указательный жест.
- Уделяет особое внимание вращающимся предметам, сопровождая свой интерес стереотипными движениями, интерес к игрушкам снижен.
- Повторяет однообразные движения.
- Проявляет тревогу и страх на обычные бытовые ситуации (мытье головы, стрижка волос, чистка зубов).
- Наблюдается задержка в развитии речи, либо полное её отсутствие.
У детей на 3 году жизни
- Ребенок предпочитает быть один, отстраняется от общения.
- Ребенок избегает зрительного контакта, смотрит вверх, сквозь или мимо, может не реагировать на приход и уход родителей.
- Не использует указательный жест.
- Уделяет особое внимание вращающимся предметам, сопровождая свой интерес стереотипными движениями, интерес к игрушкам снижен.
- Повторяет однообразные движения.
- Проявляет тревогу и страх на обычные бытовые ситуации (мытье головы, стрижка волос, чистка зубов).
- Наблюдается задержка в развитии речи, либо полное её отсутствие.
- Испытывает специфические страхи звуковых и зрительных эффектов (шум вентилятора, блики света, движения занавески).
- Произносит первые слова после 2-3 лет, наблюдается избирательность словарного запаса, часто это бывают необычные слова, речь может напоминать невнятный «птичий» язык, ребенок может длительное время не использовать речь для обращения к близким.
- Проявляет желание играть в одиночестве, одной игрушкой, расставлять предметы в определенной последовательности, не проявляя интереса к другим детям.
- Часто использует в игре предметы неигрового назначения (верёвки, шнурки, пуговицы), совершает однообразные простые действия с предметами (постукивает, перекладывает, обнюхивает).
- Наблюдается задержка формирования навыков самообслуживания, трудность в выражении своих потребностей.
Что делать, если вы обнаружили первичные признаки аутизма у своего ребенка
Прежде всего не стоит паниковать. Своевременная диагностика и ранняя помощь способствуют устранению нежелательного поведения и постепенной адаптации ребенка в социуме.
Если у ребенка наблюдаются признаки РАС рекомендуется:
- обратиться к педиатру;
- после консультации пройти тестирование M–CHAT–R на предмет выявления группы риска РАС;
- с результатом обратиться к участковому врачу психиатру. В регионе нужно обратиться в Консультативно-диагностический центр по охране психического здоровья детей и подростков.
Эта организация поможет:
- установить и подтвердить диагноз;
- организовать медицинское сопровождение;
- оказать психотерапевтическую помощь;
- организовать индивидуальные и групповые занятия со специалистами;
- провести работу с ребенком по индивидуальной программе ранней помощ
Контакты: г. Нижний Новгород, ул. Семашко, д.37, 4 этаж 8 (831) 233-10-55 kdcdpglav@mail.ru
Какая программа направлена на помощь людям с РАС в Нижегородской области
В регионе реализуется Концепция комплексного сопровождения людей с РАС. Координацию реализации Концепции осуществляет:
- ГБУ «Центр социального развития Нижегородской области» (ЦСР НО)
- Ресурсный центр социальной поддержки людей с РАС на базе ЦСР НО.
Эти организации помогут:
- провести диагностику ребенка с РАС;
- составить индивидуальный маршрут реабилитации и абилитации;
- провести индивидуальные и групповые занятия со специалистами;
- провести консультацию и сопровождение семей, воспитывающих детей с РАС.
Контакты: г. Нижний Новгород, ул. Богородского, д . 3, корп. 2.
8 800 551 07 86; 8 (831) 234-03-70 csrnо@sосium.kreml.nnоv.ru