Что такое РАС?

Статья
РАС
1 декабря 2021
286 просмотров
Что такое РАС?

Расстройствами аутистического спектра (РАС) называют группу диагнозов, связанных с нарушением психического развития. Такие нарушения могут быть заметны уже в раннем возрасте. Чаще всего проявлениями могут служить сложности в общении со сверстниками и взрослыми, ограниченные интересы ребенка, а также склонность к повторяющимся моделям поведения.


Примечание: аутизм наиболее часто встречается среди всего спектра РАС. В этой статье термины «Аутизм» и «РАС» используются в едином значении.

Причины возникновения аутизма

Механизм возникновения и развития аутизма исследуется современными учеными и полностью не изучен. Существует множество гипотез возникновения расстройства. Одно ученые смогли доказать, что аутизм не распространяется воздушно-капельным, контактным, трансмиссивным (через укус) и иными путями.

Аутизм экзогенен - иными словами он зарождается изнутри.

Основные признаки РАС у детей в раннем возрасте

У детей на 1 году жизни

  • Ребенок избегает зрительного контакта.
  • Не реагирует на свое имя, появление ответной эмоциональной реакции часто задерживается.
  • Может отсутствовать реакция на близких людей.
  • Проявляет тревогу и страх на звуки бытовых приборов.
  • Отсутствует лепет и гуление.

У детей на 2 году жизни

  • Ребенок избегает зрительного контакта, смотрит вверх, сквозь или мимо, может не реагировать на приход и уход родителей.
  • Не использует указательный жест.
  • Уделяет особое внимание вращающимся предметам, сопровождая свой интерес стереотипными движениями, интерес к игрушкам снижен.
  • Повторяет однообразные движения.
  • Проявляет тревогу и страх на обычные бытовые ситуации (мытье головы, стрижка волос, чистка зубов).
  • Наблюдается задержка в развитии речи, либо полное её отсутствие.

У детей на 3 году жизни

  • Ребенок предпочитает быть один, отстраняется от общения.
  • Ребенок избегает зрительного контакта, смотрит вверх, сквозь или мимо, может не реагировать на приход и уход родителей.
  • Не использует указательный жест.
  • Уделяет особое внимание вращающимся предметам, сопровождая свой интерес стереотипными движениями, интерес к игрушкам снижен.
  • Повторяет однообразные движения.
  • Проявляет тревогу и страх на обычные бытовые ситуации (мытье головы, стрижка волос, чистка зубов).
  • Наблюдается задержка в развитии речи, либо полное её отсутствие.
  • Испытывает специфические страхи звуковых и зрительных эффектов (шум вентилятора, блики света, движения занавески).
  • Произносит первые слова после 2-3 лет, наблюдается избирательность словарного запаса, часто это бывают необычные слова, речь может напоминать невнятный «птичий» язык, ребенок может длительное время не использовать речь для обращения к близким.
  • Проявляет желание играть в одиночестве, одной игрушкой, расставлять предметы в определенной последовательности, не проявляя интереса к другим детям.
  • Часто использует в игре предметы неигрового назначения (верёвки, шнурки, пуговицы), совершает однообразные простые действия с предметами (постукивает, перекладывает, обнюхивает).
  • Наблюдается задержка формирования навыков самообслуживания, трудность в выражении своих потребностей.

Что делать, если вы обнаружили первичные признаки аутизма у своего ребенка

Прежде всего не стоит паниковать. Своевременная диагностика и ранняя помощь способствуют устранению нежелательного поведения и постепенной адаптации ребенка в социуме.

Если у ребенка наблюдаются признаки РАС рекомендуется:

Эта организация поможет:

  • установить и подтвердить диагноз;
  • организовать медицинское сопровождение;
  • оказать психотерапевтическую помощь;
  • организовать индивидуальные и групповые занятия со специалистами;
  • провести работу с ребенком по индивидуальной программе ранней помощ

Контакты: г. Нижний Новгород, ул. Семашко, д.37, 4 этаж 8 (831) 233-10-55 kdcdpglav@mail.ru

Какая программа направлена на помощь людям с РАС в Нижегородской области

В регионе реализуется Концепция комплексного сопровождения людей с РАС Координацию реализации Концепции осуществляет:

Эти организации помогут:

  • провести диагностику ребенка с РАС;
  • составить индивидуальный маршрут реабилитации и абилитации;
  • провести индивидуальные и групповые занятия со специалистами;
  • провести консультацию и сопровождение семей, воспитывающих детей с РАС.

Контакты: г. Нижний Новгород, ул. Богородского, д . 3, корп. 2.

8 800 551 07 86; 8 (831) 234-03-70 csrnо@sосium.kreml.nnоv.ru

Маршрут комплексного сопровождения людей с РАС в Нижегородской области