«Дети с аутизмом очень разные и диагнозы тоже различаются, каждой группе нужны свои формы коррекции, разные подходы. Но общим показателем результативности работы считается уровень самостоятельности ребенка. Если ребенок с аутизмом, который изначально был отдален от реального мира, практически не взаимодействовал с людьми, то после интенсивной работы он вполне может стать независимой личностью, которой почти не требуется уход, присмотр или сопровождение»


«Дети с аутизмом побаиваются нашего мира. Они его любят, хотят в нем быть, но они как бы обжигаются об него. Ребенок с аутизмом не от хорошей жизни такой отстраненный, он ранится при взаимодействии с миром, поэтому задача педагогов — не только развивать, но и дать им почувствовать, что мир не страшен, безопасен. Очень важно не заставлять аутичного ребенка вписываться в те рамки, которые педагог ему предлагает, а идти ему навстречу».


«Люди с РАС не только имеют трудности в общении, но и плохо используют окружающий мир. Контакт с внешним миром для них травматичен, поэтому они больше защищаются от него, чем взаимодействуют с ним».


«Лекарств от аутизма нет. Поэтому сейчас есть смысл говорить только о коррекции, о возвращении развития в нормальное русло. Цель коррекции — в первую очередь адаптация человека: какими бы свойствами он ни обладал, он должен полноценно вписаться в окружающий мир. Чтобы коррекция прошла успешно, нужно соблюдать три правила. Первое — надо максимально рано выявлять РАС. Второе — максимально рано начинать коррекционную работу, потому что от этого зависит ее эффективность. Третье — максимально рано включать ребенка в здоровую среду».

Шпицберг Игорь Леонидович, психолог, руководитель по научно-методической работе, руководитель реабилитационной программы, руководитель отделения психолого-педагогической реабилитации, координатор направления соматосенсорной терапии, Центр реабилитации инвалидов детства "Наш солнечный мир" Москва.