Получить льготные средства реабилитации для детей-инвалидов стало проще
C 1 января 2020 года во всех субъектах РФ стал доступен Социальный персональный информационный навигатор для детей-инвалидов (СоцПИН) - сервис Фонда социального страхования, который позволяет родителям детей-инвалидов заблаговременно получать информацию о сроках обеспечения ребенка-инвалида техническими средствами реабилитации (ТСР).
Каждому ребенку-инвалиду требуются совершенно разные, часто индивидуальные ТСР с различными сроками эксплуатации. По закону для подтверждения инвалидности и получения бесплатных технических средств реабилитации необходимо пройти медико-социальную экспертизу, по факту которой для каждого ребенка-инвалида разрабатывается индивидуальная программа реабилитации и абилитации (ИПРА) и назначаются необходимые для него ТСР. Например, инвалидная коляска, ортопедическая обувь, протезы или другие средства реабилитации. Перечень показаний и противопоказаний для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации можно посмотреть здесь.
Как работает СоцПИН:
Для использования сервиса необходимо стоять на учете в региональном отделении Фонда социального страхования. СоцПИН информирует родителя или опекуна о сроках обеспечения ребенка-инвалида средствами реабилитации на текущий год. Уведомление составляется на основании данных, указанных в индивидуальной программе реабилитации и абилитации. Сервис уведомляет о положенных технических средствах реабилитации для ребенка-инвалида, сроках их замены или окончания сроков пользования действующих ТСР. Родители могут выбрать способ получения уведомлений - по электронной или обычной почте, в виде СМС, устно сотрудником ФСС по стационарному или мобильному телефону.
Исходя из полученной в уведомлении информации, представители ребенка-инвалида могут своевременно подать заявление на обеспечение и выбрать способ получения ТСР. Можно, например, подать заявление на кресло-коляску в электронном виде, а затем забрать его в ближайшем пункте выдаче, или оформить доставку ТСР на дом. В уведомлении указываются рекомендуемые сроки подачи заявлений. Соответственно, Фонд социального страхования принимает все необходимые меры, чтобы провести положенные конкурсы и закупки в установленный срок. Главное, родители должны понимать, что сервис СоцПИН имеет уведомительный характер. Заявители получают информацию о сроках, в которые можно обратиться за новыми средствами реабилитации. Но решение о том, нужны ли они ребенку именно в этот срок, принимают сами родители. То есть, чем позже будет подано заявление, тем позже удастся получить новое ТСР.
Чтобы заказать средства реабилитации или получить компенсацию за изделия, приобретенные самостоятельно, нужно заполнить соответствующую форму заявления, которую предоставляет ФСС. После этого обращение обработают сотрудники ФСС, затем будет назначена компенсация или организована закупка нужного ТСР. Если ваше ТСР вышло из строя до окончания срока пользования, установленного законом, а гарантийный срок производителя уже истек, есть возможность обратиться в региональное отделение ФСС с заявлением о его замене. Заявление будет рассмотрено на заседании комиссии медико-технической экспертизы, где примут решение о ремонте или досрочной замене оборудования.
Специалисты ФСС рекомендуют законным представителям ребенка заранее, еще на этапе подключения к системе СоцПИН, сообщать антропометрические данные своего ребенка, а затем уточнять их каждый год. Дети очень быстро растут, а многие ТСР, в том числе корсеты, протезы, ортопедическая обувь и многое другое, подбираются по определенным размерам. Когда все данные ребенка уже есть в базе ФСС, сотрудники могут оперативно сформировать техническое задание для закупки ТСР, и процесс закупки будет происходить намного быстрее.